Не грусти дорОгой, что далёк твой дом,
Ты узнаешь многое на пути своём,
Дали карельских озёр будут нам часто сниться,
Юности нашей простор - в далях этих озёр!
Изначально поход планировался по маршруту Лодейное
поле-Олонец-Питкяранта-Сортавала-Лахденпохья-Лумиваара-Кузнечное, как
совместный с московской группой с посещением большинства достопримечательностей
региона. Планировали мы его с осени 2007 года и за прошедшее время я не смог
отказать себе в удовольствии поколесить по дорогам Приладожья. Было совершено
несколько выездов, в т.ч. в марте, когда ещё лежали снега. Поэтому, для себя я
решил, что из Сортавалы в Кузнечное не поеду, но тогда и поход получался
коротким.
В тоже время в широких велосипедных кругах нашего города (Angelika, ©) в январе 2008 года появилась идея провести самую
короткую ночь на культовой горе Вотто-Ваара (Муезерский р-н респ.Карелия).
Таким образом и появился «Карельский удар»- большой поход от Лодейного поля до Вотто-Ваары с матрасной и спортивной составляющими. Что из этого получилось, читаем дальше.
Московская
группа стартовала из Лодейного поля рано утром 9-го июня в количестве пяти
человек: Владимир Ельшаев (welsh),
Леонид Кривенков, Сергей Антонов, Пётр Мазурин, а также Наталья Фролова.
Отпуска у ленинградской составляющей группы были взяты с 16-го июня, но мы решили, что должны выехать раньше. К месту пришлись выходные дни, выделенные государством ко дню независимости. Благодаря им, мы смогли выехать вечером 10-го июня в составе: Андрей, Игорь и Паша (я).
Возможность раздельного старта москвичей и ленинградцев была оговорена заранее, снаряга раскидана исходя из автономности групп.
Почему-то часто так бывает, что выезд проходит сумбурно. Вот и сейчас пришлось на работе быть до последней минуты. Осталось время только заскочить домой, взять упакованный заплечник и байк. До Ладожского вокзала ехал под дождём. Хорошее начало. Игорь уже был в электричке.
Андрей решил садиться во Мге. Отзванивается, что в движении электричек сбой. Ситуация критическая, но каким-то чудом ему удалось доехать, в электричку он заскакивал последним.
На электричке за 5,5 часов благополучно добираемся до Лодейного поля. Почти всю дорогу за окном дождь.
Наша задача на ближайшую ночь - доехать до Видлиц, где остановились на ночлег наши коллеги. Погоды жуткие стоят. Немного потупили у вокзала, рассматривали возможность подкинуться на дизеле, но многочасовое ожидание не радовало, решили ехать своим ходом. Покатили бодренько, пока ещё объезжая лужи.
В два часа ночи проехали пост ГАИ и заскочили в придорожное кафе выпить чаю. Ценник порадовал, чай 10руб., неограниченное количество сахара. Пирожки вкусные.
За 40 мин нашего пребывания в кафе стало рассветать. Покатили ещё бодрее. Дождь тоже закончился и до часу дня его не было.
После отворота с мурманки ехалось вообще зачётно. Мегрега, Олонец, Ильинский… В Видлице были в 6 утра. 110км от старта.
На Ладоге шторм и очень сильный ветер. Поставили палатку в дюнах, за бугром. 3 часа сна и вот, она, долгожданная встреча с московскими коллегами…
11 июня.
После неприхотливого завтрака возвращаемся в Видлицу. Там докупаем необходимые продукты. Местные жительницы нам советуют перекусить в столовой. Этим мы незамедлительно и занялись. Тут ещё круче: чай с сахаром стоит всего 2,5рубля! Остальные цены такие же. Пообедали на 40-60 р. Каждый. Московская группа тем временем едет в Салми.
Наконец-то выезжаем. Догоняем москвичей в Погранкондушах, где в автобусной остановке пережидаем очередной дождь. Ладогу из-за мороси не видно. Деревянная смотровая вышка ходит ходуном от ветра.
Едем дальше. Останавливаемся на обед в придорожном кафе в Салми. Затем смотрим разрушенную церковь и едем на стоянку к ГЭС на р.Тулемайоки.
Пройдено 48 км, из них 8- грейдер.
12 июня.
Смотрим ещё одну ГЭС на р.Тулемайоки. Идёт сильный дождь, который заканчивается на подъезде к Салми. Завтракаем в кафе. Ценник приятно Вас удивит.
Едем в Питкяранту. Монотонный асфальт закончился ещё в Погранкондушах: здесь холмистая местность. Дорожное покрытие приемлемое, но есть и разбитые участки.
На въезде в Питкяранту есть красивый монумент из розового гранита, появившийся несколько лет назад. На нём изображён дробильный завод, ёлки, скалы и чайки, летящие над ладожскими волнами. Фотографируемся и едем дальше.
Путёвого кафе для перекуса найти не смогли, перекус у ближайшего магазина.
У пос.Койриноя смотрим водопад и плотину на одноимённой реке. Воды много, даже больше, чем в мае. Сказывается большое количество осадков.
Следующая остановка у братских могил, расположенных вблизи городского кладбища. Я заметил, что появились огромные деревянные кресты. 9-10 мая их ещё не было. Затем едем к мемориальному комплексу «Крест скорби и покаяния».
После него уходим на грейдер в сторону оз.Сюскюярви. По пути посещаем братскую могилу, где похоронен герой Советского Союза Терешков- командир танка.
В 1км ниже по течению р.Сюскюяйоки от дачного посёлка расположена 150м шивера. Радиалим туда пешком. Воды много.
Конечный пункт сегодняшнего дня- вдп.Юканкоски. В очередной раз убедился, что он прекрасен. Все окрестные стоянки заняты туристами: группа мотоциклистов из Ленинграда, пешие туристы в количестве 28чел.
Встаём неподалёку в сосновом лесу. Дров избыток, т.к. несколько лет назад здесь был низовой пожар.
Проехали 81 км.
13 июня.
Выехали со стоянки в 12 часов. Переменная облачность. Пробираемся грязной дорогой на север-северо-запад от Юканкоски, на грейдер (по состоянию на 2008 год он обозначен только на 1км карте издания ФГУП «Аэрогеодезия»). По сравнению с 9 мая есть существенные изменения, здесь прокладывают новую дорогу, а вдоль грейдера стали рубить лес, из-за чего часть его уже пришла в негодность. Жаль.
Едем к водопаду на озере Андронино, по пути обгоняем уже знакомых нам питерских пешеходов, следующих туда-же.
Стоянка у озера традиционно занята. В водопаде устаиваем купание. Вода прохладная, но терпимо.
Начинает моросить дождь. Выбираемся на асфальтовую площадку вблизи нового участка трассы Питкяранта-Сортавала и устраиваем перекус.
По пути в Импилахти дорогу перебегает лисица. В посёлке докупаем провиант и едем к месту ночёвки- мысу Импиниеми. Дорогу на него изрядно раскатали джипперы. И сейчас на мысу стоит 2 машины. Дорога туда заняла более 2-х часов вместо привычных 1,5.
Вечером и ночью совершаем прогулку по окрестностям. Ходили более 2,5 часов.
Проехали 43 км.
14 июня.
Выехали со стоянки в 13 часов.
Быстро доезжаем по прекрасному асфальту до Ляскеля. 2км спуск от Керисюрья прекрасен. Ставим рекорды скорости. У меня 56км/ч.
В Ляскеля проводим некоторое время у водосброса, докупаем продукты и следуем по восточному берегу Яниса в Харлу, где в лучах заката смотрим ГЭС.
Следуем на север, вдоль Янисйоки до Хямекоски. Там расположена ещё одна ГЭС и плотина с водопадом выше по течению. С плотины вода срывается в красивый каньон и убегает куда-то вдаль.
Ещё выше по течению, в 2км от ГЭС, расположен финский арочный железнодорожный мост. Он очень хорошо вписывается в окружающую местность. Кстати, он в довольно хорошем техническом состоянии: грузовые поезда проносятся по нему на огромной скорости.
Остановились в запланированном месте - на южном берегу озера Янисъярви. Оно встретило нас чудесным закатом.В эту ночь к нам должен был присоединиться ещё один участник из Санкт-Петербурга - Сергей. Мы его ждали до 4-х утра. Напоследок, когда я уже стал сомневаться, что он приедет, было решено закрепить пару задних маячков на бревне, сориентировав их в сторону дороги из Хямекоски. Дополнительно разожгли костёр. Легли спать.
Проехали 47 км.
15 июня.
Проснулись около 9:30 в поисках тушёнки к завтраку. Макароны есть, а тушёнки нет. Последним проснулся Игорь. Традиционно он сразу приступил к сборам, но велосипеда не обнаружил. Тут и выяснилось, что кроме тушёнки у нас пропало: 2 велосипеда, велосипедные сумки на багажник, заплечный рюкзак с аптечкой и шлемом, кроссовки… В общем то, что лежало под тентами палаток. Велосипеды были скреплены двумя замками: 6 вместе, а 2 ещё прикреплены к этим шести. Один из замков, следовательно, был сломан. Второй тоже ковыряли, но открыть не смогли, наверное.
Примерно через 30 мин после подъёма мы обратились в Питкярансткое РУВД. В то время, пока сотрудники выдвинулись на место, мы самостоятельно отправились в посёлок Янисъярви, попутно осматривая окрестности. От стоянки шёл велосипедный след. Сначала мы приняли его за один из наших, но позже выяснилось, что это не так.
В Янисъярви живут в основном старики. Есть несколько молодых людей, но они на виду. Да и глупо было бы прятать имущество в домах или сараях. Тоже и в Хямекоски.
Милициейские целый день бродили по мокрому лесу, болотам. Даже на моторке плавали в соседний посёлок. Без результатов. Основная версия- рыбаки.
Нам осталось только записать их телефоны, а также телефоны местных жителей. Через некоторое время созвонимся, может всплывут лисапеды?
Вот так незаметно прошёл целый день. Сергея мы так и не встретили. Он уехал из Хямекоски в 13 часов, а до нашей стоянки оставалось не более 2км! На самом деле, ему очень повезло, ведь его велосипед был бы крайним…
16 июня.
Скорректировали маршрут. Пострадавших от кражи велосипедов Володю и Игоря отправили на машине вместе с рюкзаками в Сортавалу. Бесплатно.
Леонид, Петя, Сергей, Андрей, Наташа и Паша налегке поехали через Рускеалу в Сортавалу. 70км. Несмотря на весьма пересечённый рельеф, доехали быстро. На мраморный карьер не заезжали, а вот водопады на Тохмайоки посмотрели. Разрушенную ГЭС тоже.
Володя и Игорь уже расположились в гостинице «Ладога». Нам там очень не понравилось. Во-первых, грязно. Во-вторых, нас не пускали туда с велосипедами, предлагали оставить их на стоянке. В третьих, нам предложили какую-то странную схему размещения: пять человек в одном шестиместном номере, туда подселяли ещё кого-то; 2-х наших мужчин ещё в один номер, а Наташу в третий шестиместный номер. Чушь какая-то. Сразу у меня возникла ностальгия по нашему январскому отдыху в прекрасной гостинице «Нева»: велосипеды в номере или в автомобильном гараже, чистота в коридоре и номерах; удобные кровати, телевизор и раковина в номере. Всё это за 350 руб./чел в сутки. Ещё там нам давали электрочайник. Сейчас в этой гостинице не оказалось ни одного свободного номера.
Я и Андрей съездили в пограничное управление, навести справки о пропусках. Время было позднее, и мы послались на завтра.
Нас продолжали преследовать поломки машин. У Андрея выкрутился и протратился болтик от шипа контактной педали на ботинке.
Решили перекусить в городе, затем забрать вещи из гостиницы и переночевать в окрестностях Сортавалы. Поехали в Питкякоски. Место чудесное.
Проехали за день 95км.
17 июня.
Проснулись поздно. Какое-то время ушло на осмотр окрестностей. Выехали со стоянки в 14 часов. По пути была небольшая импровизация в виде полуразрушенного моста. Всем понравилось. Затем смотрели порог и разрушенную целлюлозную фабрику в Ниемикоски. В Сортавале были около 16:30.
Я с Андреем направились в пограничное управление за пропусками, Сергей быстро собрал рюкзак и уехал в Санкт-Петербург. Игорь тоже. Сергей оставил свой велосипед Володе, поэтому остальные принялись за переупаковку багажа.
В пограничном отряде нас никто не ждал. «Все отправлены на границу кусты рубить»- ответили нам на КПП, «Когда будут - не знаем. Заходите на днях…». Звонили в отдел- никто не отвечает. МЫ не сдавались, просили позвонить в Петрозаводск и т.д. На КПП нету телефонного справочника- бред. Наконец-то дозвонились, нас пропустили, пропуск выдали коллективный. Пожелали удачи. Ура! Мы едем дальше!
Андрей отправился покупать рюкзак, газ. Я и Лёня поехали искать болтики для шипа. Нашли в ближайшем гараже. На будущее: надо обязательно возить с собой пару болтиков.
Идея нанять автобус и закинуться всей группой в Рускеалу провалилась. С нас запросили 2500р. Для группы в 6 человек слишком дорого. Если бы нас было человек 15… На будущее тоже стоит подумать.
В 19 часов Лёня отправился своим ходом в Кузнечное- чтоб не скучать на вокзале и в дизеле. Да и дорога там очень живописная. Он доехал к 4-м утра!
В посёлке Хелюля мы попрощались с оставшейся частью московской группы- Наташей, Володей, Петей. До новых встреч, ребята!
Андрей и Я в срочном порядке покатили в Вяртсиля. До Рускеалы доехали за 40мин. Это рекорд. Передохнули у водопада и покатили дальше.
В Маткаселька пост. Проверили пропуск, созвонились с руководством, пожелали удачи. Дальше по дороге очень много мемориалов, посвящённых погибшим воинам.
В 12 часов перед Вяртсился пьём в кафе чай с регидроном. Покатили от этого бодро. Посёлок прокатили очень быстро: гопники пьют пеффко на главной площади.
Отъехав на 20км вдоль полосы ИТС, на очередном крутом спуске я наскочил на камень и знатно грохнулся. Тут и остановились на ночёвку. В 20м от дороги, за насыпью.
Ехали до начала второго. Итоговый километраж- 110км.
ЧАСТЬ 2. КРАЙ НЕПУГАННЫХ ИДИОТОВ.
18 июня.
Проснулись в 12 часов. Выехали в 13:30.
Продолжаем движение вдоль полосы ИТС. Понравилось, как огорожены болота- опоры и проволока слегка притоплены в трясину; и водные преграды- в ручьи тоже притоплено, а реки перегорожены серьёзнее- с использованием арматуры.
На повороте Якунваара-Толвоярви пост. За забором 2 пограничника и собака. Нам сразу заявили, что по нам никто не докладывал, поэтому по пропуску нас не могут пустить за ИТС. Звонят руководству, в т.ч. и в Петрозаводск. Обед. Через 40 мин. Дозваниваются. На том конце провода, сославшись на проведение оперативно-розыскных мероприятий, тоже заявили, что пропустить не могут. На прощанье они предложили попить чаю и дали 2 таблетки сухого горючего.
Меняем маршрут и едем через Толвоярви. Об этом не пожалели. Толвоярви- изумительное место. Это район, некогда обжитой финнами, излюбленное место отдыха. Здесь была школа, дом для отдыха, а также пограничники.
Сейчас всё брошено. Есть хутор и сетки на протоках между озёрами. На одной из дамб перекусываем и едем по направлению к Вегарусу. Дорога испортилась. Есть затопленные участки по 50-150м со значительной глубиной.
В час ночи решили срезать 25км грейдерный круг через Вегарус через болото, 4км. Немного потупив с GPS, вытащили обычный компас и довольно быстро вышли на дорогу. Она оказалась убита лесовозами. Вообще в этом районе Карелии очень много вырубок. Новых. Лес рубят везде, даже за полосой ИТС!
В 3 часа ночи остановились на южной оконечности озера . Там есть рыбацкий/охотничий домик. Сейчас жалею, что не стали спать в нём. Чисто и есть печка.
Проехали 140км.
19 июня.
Проснулись поздно. На озеро на рыбалку подъехала семья из Вегаруса. Они здесь первый раз. Сразу видны их хорошие навыки: протопили печку в доме, вскипятили чай, отвязали чужую лодку. От них мы узнали про поезд Петрозаводск-Суоярви-Муезерский, который ходит ежедневно.
На нём мы и решили подвинуться до станции Суккозеро. 45 км. До Суоярви почти всё время ехали под дождём. Рельеф тоже забавный. Мимо проехало несколько машин, из которых на нас тоскливо смотрели.
В Суоярви были около 18 часов. Пока тупили с мытьём велосипедов (нам же предстояло садиться в поезд!) и искали кафе, оказалось, что в 19 часов закрылось последнее. Пришлось коротать время на вокзале. Поезд был в 23:30.
В общий вагон загрузились без проблем. Чехлов у нас не было.
Время в пути до Суккозеро- 3,5 часа. После станции Гимольская смотрим на право по ходу движения поезда- вдали над туманными болотами возвышается гора Вотто-Ваара. Вид изумительный.
В час ночи вышли в пункте назначения, быстро отъехали от станции на 1км, поставили палатку и заснули.
Проехали 46 км.
20 июня.
Подъём в 6:50. В 7:10 были на вокзале, где группа из Санкт-Петербурга в составе: Алексей (alex_r), Сергей (Грудничок), Анжелика (Aйса), Наташа (ashadon), Оля, Костя и Игорь уже упаковала вещи и была готова к выезду. Их поезд прибыл в 6:47.
В Суккозеро докупаем продукты и едем к горе Вотто-Ваара. По дороге встречаются несколько зайцев и лось. Много разного помёта.
На протоке между озёрами купаемся. Дорога очень забавная, от Суккозера идёт сначала очень продолжительный спуск, а затем резкий набор высоты. Причём по каменистой дороге, а ведь тут и машины какие-то ездят!
На запланированном месте у оз.Еконлампи были около 12 часов дня. Что-то нас дёрнуло искать более подходящее место для лагеря, да и бродило мнение, что велосипеды надо оставить внизу, а самим ночевать на горе. Те, кто был уже здесь, сразу отметили бредовость этой идеи.
Тем не менее, сразу после обеда снялись со стоянки и поехали совершать круг почёта вокруг горы. Была короткая импровизация в виде 300м срезки между дорогами. Мы слезали по каменистому склону с падением высоты на коротком участке около 40м!
Съездили на Смерть-гору, помолчали у памятника погибшим партизанам.
Посмотрели шаманские шатры. Баня оказалась полуразрушенной.
Восточный склон Вотто-Ваары и его окрестности представляют собой лиственный лес с болотистыми участками. Есть пара стоянок, но это проходной двор и огромное количество мошек и комаров. Примерно в 5км от развилки на Гимолы мы оставили велосипеды, и пошли на гору.
Набор высоты около 200 м, до вершины 1,6 км. Поднялись за 50 минут.
Гора прекрасна. Даже после пожара лета 2006 года. На подъёме видели двух зайцев. Случайно нашли тайник геокешинга.
Спустились через 3 часа и поехали на прежнюю стоянку. Оказалось, что до неё больше 15 км. Устроились вполне нормально.
Проехали 60 км.
21 июня.
Продолжается дождливая погода. Часть группы уехала в 12 часов в Суккозеро за провиантом, в т.ч. и Андрей. Вернулись в 19. Мы уже стали волноваться. Оказалось, что на обратном пути у Андрея окончательно вышла из строя каретка.
В 22 часа пошли на гору. От лагеря до вершины около 3км. Поднялись довольно быстро, но в то же время насладились окрестностями. Жалко только, что не видели огромных камней, которые я наблюдал в 2006 году.
На вершине позволили себе несколько вольностей таких как разжигание костра, например. Наблюдали огромное облако, с выливающимся дождём, а также великолепный закат. Спускаться стали в 01:30. В лагере были в начале четвёртого. Стало рассветать.
22 июня. День отъезда.
Поезд у нас отправлялся со станции Гимольская в 23 часа. Расстояние до станции около 30км.
Андрей, как самый медленно передвигающийся участник, ехать он мог теперь только на спусках, выдвинулся в 15 часов и пошёл самой короткой дорогой: срезка между дорогами недалеко от лагеря, затем к шатрам.
Мы же опять стали тупить, у меня было желание посмотреть новые дороги, а, при необходимости, немного азиМутнуть. Не получилось. Пришлось ехать уже знакомой дорогой вокруг горы.
Прощай, Вотто-Ваара!
У Гимол сюрприз- рядом с посёлком во всю разрабатывается гранитный карьер. Печально всё это выглядит.
Как выяснилось, в посёлке есть несколько магазинов. В домах. Надо спрашивать. В одном из них, где мы закупались, ассортимент неплохой.
За последние 2 дня проехали 60 км.
Касса в Гимолах не работала. Билет в общий вагон нам с Андреем продали в 4-м вагоне. У ребят билеты были. Время в пути до Санкт-Петербурга 14 часов, прибывает в 13:30.
На компьютере 845км, ср.скорость 16км/ч.
Санкт-Петербург встретил традиционной пылью и толкотнёй на дорогах. Не радостно всё это выглядит после Карелии.
Так завершился очередной поход в Карелию. Дай Бог, что не последний, ведь ещё не исследована её центральная, восточная и северная части.
Спасибо всем, кто принимал в нём участие. Спасибо за поддержку!
До новых встреч, друзья!
Павел Красников. Республика Карелия, Ладога – Вотто-Ваара, июнь 2008 г.